Троицкий мост соединяет Марсово поле и Троицкую площадь на Петроградской сторонев Санкт-Петербурге. Это один из самых красивых и самых больших мостов в Северной столице: его длина составляет 582 м, а ширина – 23,43 м. Троицкий мост имеет 5 пролетов, а разводным является пролет, расположенный ближе к левому берегу Невы.

Первая наплавная переправа между левым берегом Невы и Петербургской стороной появилась в 1803 году, в год столетия основания Санкт-Петербурга и была названа Петербургским мостом. Проходила она немного выше по течению – напротив Летнего сада и домика Петра I.

В 1824 году, когда переправа пришла в негодность, начали строить новый плашкоутный мост от Суворовской до Троицкой площади.  В 1827 году строительство было завершено и новый мост назвали Суворовским.

Вместе с тем, город нуждался в постоянных переправах через Неву и первые из них были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону, а в 1890 году было принято решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону. Был проведен конкурс, в результате которого лучшим был признан проект фирмы Эйфеля, построившей Эйфелеву башню. Вне конкурса был рассмотрен проект французской компании Батиньоль, предложившей новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему.  Модель с такой же системой была изобретена и русским инженером Г.С. Семиколенновым, но она не была им запатентована.

Было принято решение заключить контракт с французской фирмой Батиньоль, что было политическим шагом навстречу Франции. 25 сентября 1896 года во время визита Николая II во Францию был заложен мост Александра III через Сену, а через 11 месяцев 12 августа 1897 года в присутствии Президента Франции Феликса Фора был заложен Троицкий мост. В основание переправы Император и Президент положили по монете. Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов, а контроль за строительством выполняли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума. Установленный срок окончания строительства  — 1901 год французской фирмой не был выполнен, за что в российскую казну она заплатила штраф в размере 150 000 рублей.

Открытие состоялось в 200-летие Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. Первый развод моста выполнил сам император Николай II. Он нажал кнопку для запуска работы электрических моторов и переправа была разведена. Праздник сопровождался салютом и крестным ходом. В память об открытии были установлены бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами авторов и строителей переправы.

Печатные издания начала 20 века называли переправу  французской или парижской красавицей. Красивые чугунные решетки, гармонирующие с металлическими арочными пролетами и мраморные обелиски на въезде со стороны Марсового поля, гранитная облицовка опор и фонари в виде трехрожковых торшеров вызывали восхищение.

Несколько раз мост реконструировался. Так, в 1955 году в ходе реставрации обелисков двуглавые орлы заменили на пятиконечные звезды. В 1965-1967 годах была проведена модернизация, в результате которой двухкрылый разводной пролет заменили на однокрылый и разводиться он стал не в горизонтальной плоскости, а стал подниматься. Пролет был увеличен до 43 метров, а с 1977 году шире стала проезжая часть. В 1994 году снова установлены мемориальные доски с датами и именами создателей переправы. В 2002 году на обелисках были восстановлены двуглавые орлы и короны – символы самодержавия.

2009-2021©НЕВА РЕКА

Введите данные:

Forgot your details?